Исследование эколого-экономических аспектов обновления парка авиатехники


Цели исследования:

  • разработать методы прогнозирования влияния последовательного ужесточения экологических норм на экономическое положение авиакомпаний и авиационной промышленности;
  • разработать методы комплексного прогнозирования динамики энергопотребления и воздействия на окружающую среду при ужесточении экологических стандартов в гражданской авиации;
  • выработать рекомендации по оптимизации стратегий государства и авиастроительных компаний в сфере авиационной экологии.

Результаты и выводы:

1. Последовательное ужесточение экологических стандартов в гражданской авиации, помимо сокращения техногенной нагрузки на окружающую среду, может преследовать и цели стимулирования спроса на продукцию зарубежного авиастроения. При этом возможность продажи на вторичном рынке авиатехники, не удовлетворяющей новым стандартам, позволяет интенсифицировать обновление парка без ущерба для интересов авиакомпаний развитых стран мира.

2. Чрезмерно интенсивная замена парка авиатехники может привести не к сокращению, а к повышению потребления энергоресурсов и ущерба окружающей среде. Тем не менее, принудительное ужесточение экологических стандартов может быть целесообразным даже в тех случаях, когда повышение экологической чистоты авиатехники согласуется с повышением ее эксплуатационной экономичности. При этом непосредственное налогообложение эксплуатации изделий старого поколения предпочтительнее налогов на потребление энергоносителей или налогов на выбросы СО2.

3. Повышение топливной экономичности и экологической чистоты авиатехники может вызывать рост суммарного потребления авиатоплива и объема выбросов, поскольку повышение экономичности и снижение себестоимости перевозок стимулирует рост их объема (т.н. эффект рикошета). Однако в настоящее время рост совокупного потребления энергоресурсов и выбросов СО2 мировой гражданской авиацией вызван, вероятнее всего, не эффектом рикошета, а повышением реальных денежных доходов потенциальных авиапассажиров, вызывающим рост спроса на авиаперевозки даже при повышении их себестоимости и тарифов.

Основные публикации:

Клочков В.В., Гусманов Т.М. Экологические стандарты как инструмент стимулирования спроса на продукцию авиационной промышленности // Маркетинг в России и за рубежом, № 3, 2007, с. 39-45 - скачать

Клочков В.В., Шустов А.В., Гусманов Т.М. Экологические нормы как фактор конкурентной борьбы на рынках авиаперевозок и авиатехники // Авиакосмическая техника и технология, № 3, 2007, с. 61-70 - скачать

Клочков В.В., Игнатьева А.И. Эколого-экономические аспекты обновления парка гражданской авиатехники // Всероссийская научно-техническая конференция «Новые материалы и технологии» НМТ-2008. Тезисы докладов. Москва, МАТИ, 2008 - скачать

Клочков В.В., Игнатьева А.И. Эколого-экономические проблемы обновления мирового парка авиатехники // Экономика природопользования. 2009. № 2. С. 23-40 - скачать

Участники исследований:

Гусманов Тимур Мунирович, аспирант кафедры Летательной техники ФАЛТ МФТИ

Шустов Андрей Викторович, зам. начальника отделения ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского, зав. кафедрой Летательной техники ФАЛТ МФТИ

Игнатьева Анастасия Ивановна, аспирант кафедры Компьютерного моделирования ФАЛТ МФТИ

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz