Анализ экономической эффективности организации низкотарифных авиакомпаний
Цели исследования:
- выявить причины относительно благополучного развития низкотарифных авиакомпаний в условиях кризиса на рынке традиционных авиаперевозок;
- провести сравнительный анализ чувствительности низкотарифных и традиционных авиакомпаний к росту цены авиатоплива.
Результаты и выводы:
1. Низкотарифные авиакомпании устанавливают относительно низкие тарифы за счет сокращения издержек сверх «ядра», состоящего из расходов на ТОиР, авиатопливо, амортизацию авиатехники и зарплаты пилотов. Сокращение издержек достигается за счет следующих решений:
- продажа билетов исключительно в сети Интернет (в т.ч., задолго до вылета, без возможности возврата средств при отказе от полета);
- минимизация объема и стоимости сервиса на борту и в аэропортах;
- использование малозагруженных аэропортов, удаленных от крупных городов, выполнение рейсов в периоды низкой интенсивности взлетно-посадочных операций (в т.ч., ночью).
Это во многом означает экономию на удобстве пассажира.
Также возможно некоторое сокращение «ядра» затрат за счет использования однотипного парка относительно новых воздушных судов.
2. При повышении цены на авиатопливо, спрос на услуги низкотарифных авиакомпаний может расти, тогда как спрос на услуги традиционных авиакомпаний будет падать. Это происходит за счет эффекта, подобного эффекту Гиффина, известному в экономической теории спроса. В этих условиях прибыль дискаунтеров также может возрастать, если коэффициент заполнения кресел достаточно высок. Таким образом, несмотря на большую, по сравнению с традиционными компаниями, долю топливных затрат в структуре себестоимости перевозок, удорожание авиатоплива может благоприятно сказываться на финансовом положении низкотарифных авиакомпаний. Однако в рамках описанного процесса происходит, преимущественно, перераспределение пассажиров от традиционных перевозчиков к низкотарифным. Поэтому рост спроса на услуги низкотарифных авиакомпаний при удорожании авиатоплива имеет предел. Таким образом, распространение низкотарифных авиакомпаний может лишь отсрочить спад спроса на авиаперевозки при удорожании авиатоплива.
Основные публикации:
Клочков В.В., Кондратов Ю.Е. Новые стратегии развития авиакомпаний в условиях роста цен на авиатопливо // VIII Всероссийский симпозиум "Стратегическое планирование и развитие предприятий". Тезисы докладов, Москва, ЦЭМИ, 2007, т. 3, с. 83-84 - скачать
Участники исследований:
Кондратов Юрий Евгеньевич, студент кафедры Летательной техники ФАЛТ МФТИ