Методы прогнозирования емкости новых ниш рынков авиаперевозок и авиатехники
Цели исследования:
- разработать методы прогнозирования совокупного спроса на услуги перспективных видов скоростного транспорта, в зависимости от скорости перевозок и уровня тарифов, а также социально-экономической ситуации в стране;
- разработать методы прогнозирования емкости новых сегментов рынков дальних перевозок и транспортных средств;
- разработать методы оптимизации технико-экономических параметров перспективных видов скоростного транспорта.
Результаты и выводы:
1. При сохранении сильного расслоения населения по доходам, воздушный транспорт и в России, и в мире останется в обозримом будущем элитным видом транспорта, и существенный рост емкости рынка авиаперевозок маловероятен. Однако даже в нынешней социально-экономической ситуации может быть целесообразным развитие новых видов транспорта, занимающих промежуточное положение между реактивными самолетами и поездами дальнего следования по скорости и уровню тарифов.
2. Повышение доступности услуг скоростных видов транспорта может привести к существенному повышению подвижности населения России. Это целесообразно как с точки зрения развития отечественного пассажирского транспорта и транспортного машиностроения, так и с точки зрения обеспечения целостности экономического и социокультурного пространства России. Однако развитию новых видов транспорта должен предшествовать комплексный анализ его последствий с социально-экономических, технико-экономических и эколого-экономических позиций.
3. С помощью упрощенной модели показано, что оптимальная густота аэродромной сети обратно пропорциональна корню кубическому из плотности населения и его подвижности. Аналогично ведут себя затраты и потери пассажира, связанные с содержанием аэродромной сети, поездками на подвозящем транспорте, ожиданием рейса. Например, при снижении плотности населения в 1000 раз эти затраты и потери будут в 10 раз выше, и в ряде регионов России и мира будут сопоставимы с прочими составляющими стоимости поездки. В таких регионах может быть целесообразным применение летательных аппаратов с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками, безаэродромных, малой вместимости или персональных.
Использование в малонаселенных регионах новых видов подвозящего транспорта, в том числе экранопланов, по предварительным расчетам, позволяет существенно повысить эффективность авиатранспортной системы в целом.
4. В регионах с крайне низкой плотностью населения необходима государственная поддержка развития воздушного транспорта. Наиболее эффективно непосредственное субсидирование полетов, а не выделение дотаций на содержание аэродромной сети. В последнем случае повышается оптимальная густота аэродромной сети, но при неизменной подвижности населения это приводит к увеличению межрейсовых интервалов и ухудшению качества транспортного обслуживания.
5. При появлении новых видов транспортных средств, обладающих существенно лучшей топливной экономичностью, по сравнению с современными реактивными самолетами, возможно повышение совокупного потребления топлива для дальних перевозок (эффект рикошета). В зависимости от эластичности предложения топлива, это может привести:
- при совершенно эластичном предложении – к бурному росту потребления топлива и выбросов СО2 (что неприемлемо с экологической точки зрения и с точки зрения энергосбережения);
- при абсолютно неэластичном предложении – к значительному удорожанию авиатоплива, существенно ослабляющему ожидаемое повышение доступности перевозок;
- в промежуточных случаях – к сочетанию описанных неблагоприятных последствий.
Риск проявления эффекта рикошета снижается, если повышение доступности скоростного транспорта достигается, прежде всего, за счет снижения удельного расхода топлива, а не прочих (нетопливных) составляющих себестоимости перевозок.
Основные публикации:
Клочков В.В., Нижник М.В., Русанова А.Л. Прогнозирование экономической эффективности создания новых видов скоростного пассажирского транспорта // Проблемы прогнозирования, №3, 2009, c. 58-76 - скачать
Горшкова И.В., Клочков В.В. Экономические проблемы управления развитием авиатранспортной сети в малонаселенных регионах России / Управление большими системами. Выпуск 30. С. 115-134. - скачать
См. также:
Клочков В.В. Управление инновационным развитием гражданского авиастроения / М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2010, глава 5 - открыть
Планируется:
- разработать методы оптимизации технико-экономических параметров перспективных ЛА и структуры парка с учетом плотности населения и развития аэродромной сети в стране (в т.ч., рассматриваются безаэродромные и персональные ЛА);
- разработать методы комплексного прогнозирования экономической эффективности использования газового топлива вертолетами и самолетами местных воздушных линий в малонаселенных нефтегазодобывающих регионах.
Участники исследований:
Тимченко Мария Вадимовна, аспирант ИПУ РАН
Горшкова Ирина Владимировна, аспирант ИПУ РАН
Попова Татьяна Ивановна, студент кафедры Фундаментальных основ газового дела ФАЛТ МФТИ