Методы выбора стратегического позиционирования российской авиапромышленности на внутреннем и мировом рынках
Цель исследования - разработать методы выбора оптимальной стратегии развития отечественного гражданского авиастроения из следующих вариантов:
- ориентация исключительно на внутренний рынок;
- прямая конкуренция с зарубежными производителями на рынках региональных и магистральных пассажирских и грузовых самолетов;
- освоение принципиально новой ниши рынка авиатехники.
Результаты и выводы:
1. При нынешней социально-экономической ситуации емкость внутреннего российского рынка пассажирских самолетов недостаточна для обеспечения экономически эффективной загрузки отечественного авиастроения.
2. Взаимодействие российской и обобщенной зарубежной авиапромышленности на мировом рынке авиатехники предложено представлять в виде биматричной игры, в которой каждый игрок может выбрать одну из трех стратегий:
- работать только в традиционном сегменте массовых гражданских самолетов;
- работать только в специфической нише рынка гражданской авиатехники;
- работать одновременно в обоих сегментах.
С помощью разработанной модели:
- проведен анализ экономической эффективности и рисков ориентации российского гражданского авиастроения на те или иные сегменты рынка авиатехники;
- определены значения экономических параметров гипотетической новой ниши рынка авиатехники, при которых отечественной промышленности было бы выгодно сосредоточиться на ее освоении, отказавшись от прямой конкуренции с зарубежными производителями в традиционных сегментах рынка.
Основные публикации:
Клочков В.В. Стратегическое позиционирование российской высокотехнологичной промышленности в условиях глобализации (на примере гражданского авиастроения) // Сборник трудов 12-й Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы управления - 2007", Москва, ГУУ, 2007 - скачать
Клочков В.В., Нижник М.В., Русанова А.Л. Выбор стратегического позиционирования российской наукоемкой промышленности на внутреннем и мировом рынках (на примере гражданского авиастроения) // Материалы IX Всероссийского симпозиума "Стратегическое планирование и развитие предприятий". М.: ЦЭМИ, 2008. Том 4. С. 89-91 - скачать
Клочков В.В., Русанова А.Л. Методы выбора стратегии российского гражданского авиастроения на мировом рынке // Материалы Всероссийской научно-технической конференции "Новые материалы и технологии" НМТ-2008. М.: МАТИ, 2008. Том 3. С. 56-57 - скачать
Клочков В.В., Русанова А.Л. Проблемы стратегического позиционирования российской наукоемкой промышленности (на примере гражданского авиастроения) / Экономическая наука современной России. 2009. № 4. С. 64-78. - скачать
Клочков В.В., Нижник М.В. Анализ емкости российского рынка гражданской авиатехники и рисков ее изменения / Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 98-112. - скачать
Русанова А.Л., Клочков В.В. Стратегическое позиционирование российской наукоемкой промышленности: конкуренция и кооперация / Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 5. Часть II. – М.: ИНИОН РАН, 2010. С. 355-363. - скачать
См. также:
Клочков В.В. Управление инновационным развитием гражданского авиастроения. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009, пп. 4.1, 4.2 - открыть
Клочков В.В. Управление инновационным развитием наукоемкой промышленности: модели и решения. – М.: ИПУ РАН, 2010, п. 6.3 - открыть
Планируется помимо рассмотренных стратегий поведения игроков - прямой конкуренции и ухода в разные рыночные ниши - рассмотреть стратегию кооперации российской и зарубежной промышленности для совместного освоения новой рыночной ниши, которое может потребовать привлечения потенциала всех нынешних конкурентов.
Участники исследований:
Русанова Анастасия Леонидовна, аспирант ИПУ РАН
Тимченко (Нижник) Мария Вадимовна, аспирант ИПУ РАН