Методы прогнозирования спроса на беспилотные летательные аппараты гражданского назначения

Цели исследования:

  • разработать методы прогнозирования экономической эффективности применения патрульных БПЛА с заданными характеристиками в парке конкретного заказчика;
  • разработать методы оптимизации численности парков патрульных БПЛА и методы прогнозирования спроса данного заказчика на БПЛА;
  • разработать методы прогнозирования совокупного спроса на патрульные БПЛА с заданными характеристиками и методы оптимизации модельного ряда перспективных БПЛА, их цен и объемов выпуска.

Результаты и выводы:

1. Оптимальный объем патрульных полетов (и, соответственно, оптимальный спрос на БПЛА) можно оценить, исходя из следующих соображений. С одной стороны, увеличение объема полетов требует больших затрат, но, с другой стороны, позволяет сократить ожидаемые потери благодаря более раннему обнаружению нештатных ситуаций на патрулируемых объектах.

2. Экономическая эффективность применения БПЛА для патрулирования магистралей и территорий не ограничивается удешевлением патрулирования. Оптимизация интенсивности патрульных полетов (с учетом их меньшей себестоимости, по сравнению с пилотируемыми ЛА) позволяет получить существенно больший эффект за счет сокращения времени обнаружения нештатных ситуаций и ожидаемого ущерба от них. В ряде отраслей народного хозяйства России возможный выигрыш от оптимизации патрулирования магистралей и территорий может достигать нескольких миллиардов долларов в год. В свою очередь, производители БПЛА могут претендовать на существенную долю этого выигрыша в виде выручки от продажи изделий и сервисных услуг.

3. Разработаны методы оптимизации модельного ряда БПЛА, позволяющие принять обоснованное решение о создании отдельного типа БПЛА для данной категории заказчиков, либо об унификации изделий для ряда категорий заказчиков. При этом учитывается, что унифицированные изделия, с одной стороны, могут иметь неоптимальные эксплуатационные характеристики для отдельных категорий заказчиков, но, с другой стороны, дешевле специализированных за счет более массового производства. С помощью предложенных методов выявлены следующие закономерности:

  • целесообразность унификации моделей, предназначенных для разных заказчиков, повышается, если требования этих заказчиков к минимальной полезной нагрузке близки, и масштаб «младших» заказчиков не превосходит масштаба «старшего» заказчика;
  • целесообразность разработки и производства специализированной модели, предназначенной для данного заказчика, повышается, если расход топлива такой модели и удельные материальные затраты на ее производство существенно ниже соответствующих показателей унифицированной модели.

Основные публикации:

Клочков В.В., Никитова А.К. Методы прогнозирования спроса на беспилотные летательные аппараты и работы по воздушному патрулированию // Проблемы прогнозирования, № 6, 2007, с. 144-151 - скачать

Клочков В.В., Никитина М.А. Методы рационального выбора модельного ряда БПЛА гражданского назначения // Всероссийская Материалы Всероссийской научно-технической конференции "Новые материалы и технологии" НМТ-2008. М.: МАТИ, 2008. Том 3. С. 55-56 - скачать

Клочков В.В., Никитова А.К., Ефимова Н.С. Экономическое обоснование основных направлений разработки авиационной техники (на примере беспилотных летательных аппаратов) / Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 5. С. 224-233 - скачать

См. также:

Клочков В.В. Управление инновационным развитием гражданского авиастроения / М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2010, глава 6 - открыть

Участники исследований:

Никитова Анна Константиновна, аспирант кафедры Компьютерного моделирования ФАЛТ МФТИ

Никитина Мария Александровна, студент кафедры Летательной техники ФАЛТ МФТИ

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz