Модели организационных структур в авмационной промышленности

Цели исследования:

  • разработать методы прогнозирования экономической эффективности различных форм организации разработки и производства авиатехники, мероприятий по реструктуризации отрасли;
  • определить оптимальные формы организации и взаимодействия предприятий авиационной промышленности в условиях разнообразных рисков, при появлении новых технологий.

Результаты и выводы:

1. В силу усложнения современных технологий разработки и производства авиатехники, удорожания необходимого оборудования и программного обеспечения, целесообразна организация т.н. центров компетенции, обладающих конкурентными преимуществами мирового уровня в разработке и производстве комплектующих изделий и высокотехнологичных производственных услуг, необходимых для создания перспективной авиатехники. Таким образом, обоснован переход к матричной организационной структуре авиационной промышленности, в которой предприятия специализируются на выпуске отдельных компонент авиадвигателей или производственных услуг, а вертикальная интеграция реализуется в форме «мягких» альянсов. Матричная структура отрасли обладает гибкостью, устойчивостью к разнообразным рискам, позволяя одновременно воспользоваться экономией на масштабах выпуска тех или иных компонент авиатехники или производственных услуг.

2. Предложены методы прогнозирования средней себестоимости изделий в зависимости от структуры отрасли. Показано, что традиционно предлагаемое радикальное сокращение числа предприятий и модельного ряда не обеспечивает значимого снижения себестоимости продукции, но сопряжено с целым рядом рисков. Наибольший экономический эффект может быть достигнут за счет сокращения общих (для всех выпускаемых типов финальных изделий) составляющих постоянных затрат в результате специализации предприятий на выпуске отдельных компонент авиатехники или производственных услуг.

3. Уже в ближайшем будущем получит широкое распространение разработка и производство новых типов авиатехники в рамках т.н. виртуальных предприятий. Они включают в себя множество агентов - специализированных поставщиков отдельных комплектующих изделий и высокотехнологичных производственных услуг. Агенты, обладающие ключевыми компетенциями в своих областях, объединены «вокруг» готового изделия единым информационным пространством, организованным на принципах CALS-технологий. Гибкое изменение состава агентов позволяет:

  • снижать себестоимость и дефектность продукции;
  • снижать риск срыва поставок;
  • повышать конкурентоспособность продукции и выручку за счет удовлетворения изменчивого индивидуализированного спроса.

Именно в форме виртуальных объединений можно организовать упомянутые выше «мягкие» альянсы в нестабильных институциональных условиях, при низкой контрактной дисциплине, характерной для российской экономики. Также их гибкость позволяет снизить риски реализации международной кооперации при нестабильных международных отношениях. Однако организация виртуальных предприятий целесообразна лишь при достижении предприятиями некоторого порогового уровня гибкости производственного оборудования и информационных систем.

Основные публикации:

Клочков В.В. Оценка экономической эффективности интеграции авиационного двигателестроения // Полет, № 7, 2006, с. 28-33 - скачать

Клочков В.В. Некоторые экономические аспекты организации виртуальных предприятий в высокотехнологичных отраслях промышленности // Экономическая наука современной России, № 1, 2007, с. 57-67 - скачать

Клочков В.В., Сазонов Д.И. Экономические проблемы организации виртуальных машиностроительных предприятий // Технология машиностроения, № 8, 2007, с. 73-77 - скачать

Клочков В.В., Сазонов Д.И. Оптимальные стратегии поведения предприятий-агентов виртуальных производственных объединений // Девятый Всероссийский симпозиум "Стратегическое планирование и развитие предприятий". Тезисы докладов, Москва, ЦЭМИ, 2008, т. 2, с. 89-91 - скачать

См. также:

Клочков В.В. Организация конкурентоспособного производства и послепродажного обслуживания авиадвигателей / М.: Экономика и финансы, 2006, с. 347-430 - открыть

Клочков В.В. CALS-технологии в авиационной промышленности: организационно-экономические аспекты / М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008, с. 56-83 - открыть

Клочков В.В. Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных производств (на примере авиационного двигателестроения) // дисс... докт. экон. наук, 05.02.22. М.: МФТИ, 2007, Глава 5 - скачать

Практическое применение:

Клочков В.В. Оценка экономической эффективности организации специализированных производств в российском авиационном двигателестроении // научно-технический отчет ЦИАМ им. П.И. Баранова, 2008 - 36 с.

Планируется:

  • разработать методы оптимизации уровня резервных мощностей агентов виртуальных объединений;
  • исследовать влияние эффекта обучения на экономическую эффективность гибкой смены агентов виртуального предприятия.

Участники исследований:

Сазонов Дмитрий Иванович, аспирант кафедры Летательной техники ФАЛТ МФТИ

Байбакова Елена Юрьевна, студент кафедры Инновационной экономики ФИВТ МФТИ

 

Создать бесплатный сайт с uCoz