Модели организации послепродажного обслуживания авиатехники

Цели исследования:

  • разработать экономико-математические модели и методы оптимизации процессов послепродажного обслуживания парков авиатехники, в т.ч., малочисленных, с учетом внедрения новых видов услуг (краткосрочного лизинга сменных изделий; обмена изделий, требующих ремонта, на аналогичные отремонтированные изделия);
  • разработать методы оптимизации размещения и уровня мощностей региональных центров по ремонту авиатехники и ее компонент;
  • разработать методы прогнозирования экономической эффективности интегрированной логистической поддержки (ИЛП) эксплуатации авиатехники.

Результаты и выводы:

1. Показано, что авиакомпании, располагающие относительно небольшими парками авиатехники, склонны к аутсорсингу всех видов послепродажного обслуживания. Они могут предъявлять значительный спрос на услуги краткосрочного лизинга сменных авиадвигателей, а также обмена изделий, требующих капитального ремонта, даже при относительно высокой стоимости таких услуг. Причина состоит в том, что при малой численности парка собственные запасные изделия и ремонтные мощности используются сравнительно редко, что приводит к избыточным постоянным затратам.

2. Предложен метод оптимизации уровня мощностей региональных центров ТОиР, предназначенных для восстановления отдельных компонент авиадвигателей. Показано, что организация региональных центров ТОиР особенно целесообразна в удаленных от завода-изготовителя регионах мира с относительно низким уровнем цен и ставок оплаты труда, вблизи мест базирования крупных парков изделий данного типа. В региональном центре следует организовать ремонт, прежде всего, тех компонент авиадвигателей, которые сравнительно часто выходят из строя, но при этом время их восстановления мало, по сравнению с длительностью транспортировки на завод-изготовитель.

3. Показано, что наличие развитой системы современных услуг по поддержанию готовности парков авиатехники и развитой сети региональных центров ТОиР позволяет существенно, на десятки процентов, сократить затраты и потери авиакомпаний, связанные с поддержанием бесперебойной эксплуатации авиатехники.

4. При внедрении информационного сопровождения эксплуатации авиатехники целесообразно организовать среднесрочное прогнозирование выработки ресурса изделий в парке. Это позволит более обоснованно планировать ремонтные работы, поставки запасных частей, и, как следствие, сократить затраты на материально-техническое обеспечение и потери из-за простоев авиатехники. Показано, что организованная таким образом интегрированная логистическая поддержка эксплуатации авиатехники будет наиболее эффективна при высокой долговечности и безотказности изделий, а также при большой численности обслуживаемого парка. Целесообразна централизованная организация ИЛП предприятиями-производителями авиатехники.

Основные публикации:

Клочков В.В. Методы и программное обеспечение экономико-математического моделирования и оптимизации технического обслуживания и ремонта авиадвигателей // Авиакосмическая техника и технология, № 1, 2005, с. 62-68 - скачать

Клочков В.В. Стратегии обеспечения готовности парка авиадвигателей с использованием краткосрочного лизинга // Организатор производства, № 2, 2004, с. 37-42 - скачать

Клочков В.В. Организация сети территориальных центров технического обслуживания и ремонта авиадвигателей // Организатор производства, № 4, 2004, с. 78-83 - скачать

Клочков В.В. Организация интегрированной логистической поддержки эксплуатации и ремонта авиадвигателей // Авиакосмическая техника и технология, № 4, 2005, с. 52-60 - скачать

См. также:

Клочков В.В. Организация конкурентоспособного производства и послепродажного обслуживания авиадвигателей / М.: Экономика и финансы, 2006, с. 66-160 - открыть

Клочков В.В. CALS-технологии в авиационной промышленности: организационно-экономические аспекты / М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008, с. 84-103 - скачать

Практическое применение:

В российском представительстве компании Chromalloy Gas Turbine Corporation (США) используются:

  • методы прогнозирования потребности парка воздушных судов в сменных авиадвигателях на время капитального ремонта штатных изделий;
  • модели оптимального поддержания готовности парка (как за счет приобретения собственных сменных изделий, так и за счет их аренды).

Метод прогнозирования экономической эффективности информационного сопровождения эксплуатации авиадвигателей применяется в исследовательской практике ЛИИ им. М.М. Громова.

Планируется разработать методы прогнозирования экономической эффективности различных стратегий эксплуатации авиатехники (по «твердому» ресурсу, по техническому состоянию, Reliability Centered Maintenance).

Участники исследований:

Бабкин Никита Владимирович, руководитель российского представительства компании Chromalloy Gas Turbine Corporation (США)

Xin Tong, студент Пекинского аэрокосмического университета

Байдаров Андрей Владимирович, аспирант кафедры Компьютерного моделирования ФАЛТ МФТИ

Коломоец Александра Сергеевна, студент кафедры Компьютерного моделирования ФАЛТ МФТИ

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz