Методы анализа качества и конкурентоспособности продукции авиационной промышленности

Цели исследования:

  • разработать методы комплексного анализа конкурентоспособности продукции авиационной промышленности как совокупности изделий и сервисных услуг;
  • исследовать влияние условий эксплуатации авиатехники и организации ее послепродажного обслуживания на экономическую эффективность и конкурентоспособность продукции авиационной промышленности;
  • исследовать эффективность различных инструментов государственной промышленной политики с точки зрения повышения конкурентоспособности продукции авиационной промышленности;
  • исследовать эффективность организации в России лицензионного производства зарубежных самолетов и авиадвигателей;
  • проанализировать противоречия интересов производителей-монополистов и эксплуатирующих организаций, возникающие при повышении качества продукции авиационной промышленности, и разработать организационно-экономические механизмы их разрешения.

Результаты и выводы:

1. В современных условиях критерии экономической эффективности продукции отрасли должны учитывать не только совершенство авиатехники как таковой, но и качество системы сервиса. Следует анализировать эффективность не отдельных изделий, а систем. В качестве критерия экономической эффективности продукции авиационного двигателестроения предложено использовать ожидаемую сумму затрат на приобретение и поддержание бесперебойной эксплуатации авиадвигателей в составе определенного парка воздушных судов. Сравнение, проведенное с применением предложенного критерия, показало, в частности, что отечественные авиадвигатели 4-го поколения вполне могли быть конкурентоспособными на мировом и внутреннем рынках при условии повышения надежности и создания производителями современной системы послепродажного обслуживания своих изделий.

2. Предложен подход к научному обоснованию государственной политики поддержки отрасли, основанный на принципах всеобщего менеджмента качества и состоящий в построении расширенной причинно-следственной диаграммы (диаграммы Исикавы), на которой отображаются связи между инструментами государственного регулирования и основными факторами, определяющими конкурентоспособность продукции. В рамках предложенного подхода показано, что в современных условиях традиционные протекционистские меры - прежде всего, пошлины на импорт авиатехники - теряют свою эффективность. Более эффективны мероприятия, способствующие повышению привлекательности отечественной продукции для российских и зарубежных заказчиков.

3. Лицензионное производство зарубежной авиатехники не задействует основные конкурентные преимущества российского авиастроения - его интеллектуальный, научный потенциал. Кроме того, показано, что существует значительный риск неконкурентоспособности изделий, произведенных по лицензии. Данный путь развития нельзя признать приемлемым для российского авиастроения в долгосрочной перспективе.

4. Показано, что в условиях монополизации рынка авиатехники или ТОиР производитель может быть не заинтересован в повышении качества продукции. Предложено два организационно-экономических механизма согласования интересов производителя и заказчиков авиатехники: взаимовыгодное повышение цены в рамках определенного договорного интервала, и переход к продаже летных часов использования изделий. Выявлены условия, в которых эти механизмы наиболее эффективны.

Основные публикации:

Клочков В.В. Критерии конкурентоспособности продукции авиационного двигателестроения // Полет, № 12, 2005, с. 54-60 - скачать

Клочков В.В. Организационно-экономические аспекты государственного регулирования развития российского авиационного двигателестроения // Авиакосмическая техника и технология, № 3, 2005, с. 53-62 - скачать

Клочков В.В. Организационно-экономические механизмы повышения качества и конкурентоспособности продукции (на примере авиационного двигателестроения) // Организатор производства, № 3, 2005, с. 74-81 - скачать

См. также:

Клочков В.В. Организация конкурентоспособного производства и послепродажного обслуживания авиадвигателей / М.: Экономика и финансы, 2006, с. 161-272 - открыть

Клочков В.В. Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных производств (на примере авиационного двигателестроения) // дисс... докт. экон. наук, 05.02.22. М.: МФТИ, 2007, Глава 3 - скачать

 

 

 


Создать бесплатный сайт с uCoz