Методы анализа экономической эффективности применения информационных технологий в авиационной промышленности
Цель исследования - разработать методы прогнозирования экономической эффективности информационных технологий, удовлетворяющие следующим требованиям:
- необходимо прогнозировать возможный эффект еще до реального внедрения информационных технологий;
- в моделях должны непосредственно учитываться специфика продукции и рынков, индивидуальные условия работы предприятий, и т.п.;
- оценки должны формулироваться в терминах объективных производственно-экономических или финансовых показателей работы предприятий (выручки, себестоимости, прибыли предприятий, различных потерь и штрафов, и т.п.), либо риска изменения этих показателей, а не в форме субъективных балльных оценок.
Результаты и выводы:
1. Информационные системы и технологии не приносят выгоды сами по себе. Они лишь позволяют предприятиям реализовать новые, более эффективные стратегии организации бизнеса. Поэтому предлагается прогнозировать экономическую эффективность внедрения информационных технологий по следующему алгоритму:
а) провести качественный анализ новых возможностей, предоставляемые этими системами и технологиями, и пути их рационального использования для повышения эффективности работы предприятий (т.е., определить комплекс необходимых организационных изменений);
б) количественно оценить следующие показатели:
- потенциальный выигрыш, т.е., теоретически достижимый в условиях данного предприятия при идеальном использовании всех предоставляемых возможностей, который достигается при внедрении "идеальных" (т.е., предоставляющих абсолютно точную информацию мгновенно и без затрат) информационных систем и моделей,
- реально достижимый выигрыш - с учетом ненулевых затрат времени и средств, погрешностей, связанных с работой информационных систем данного технико-экономического уровня; приближенного характера экономико-математических моделей.
Соотношение реально достижимого и потенциального выигрышей:
- отражает уровень совершенства программно-аппаратных средств и экономико-математических моделей;
- определяет целесообразность внедрения информационных систем данного уровня, а также направления первоочередного совершенствования программно-аппаратных средств и экономико-математических моделей.
2. В рамках предложенного подхода проведен анализ экономической эффективности применения CALS-технологий в авиационной промышленности. Рассмотрены основные стадии ЖЦИ и соответствующие им новые бизнес-стратегии, реализуемые благодаря внедрению CALS. Для каждого этапа ЖЦИ построены упрощенные экономико-математические модели, с помощью которых получены приближенные оценки возможного эффекта от внедрения CALS, а также качественные выводы о том, в каких условиях, при каких параметрах предприятий и продукции эффективность CALS-технологий будет выше.
3. Сам по себе процесс внедрения на предприятии информационных систем и технологий (даже безотносительно к использованию программно-аппаратных средств) нередко способен повысить рациональность решений, принимаемых руководством и персоналом предприятия. Причина в том, что внедрение информационных технологий подразумевает формальный анализ и целенаправленную оптимизацию многих бизнес-процессов, которые иначе, как правило, не проводятся.
Основные публикации:
Клочков В.В. CALS-технологии в авиационной промышленности: организационно-экономические аспекты / М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008 - 124с - скачать
Клочков В.В., Коломоец А.А. Анализ экономической эффективности информационных технологий как средства реализации новых стратегий предприятий // Материалы IX Всероссийского симпозиума "Стратегическое планирование и развитие предприятий". М.: ЦЭМИ, 2008. Том 2. С. 88-89 - скачать
Презентация к докладу - скачать
См. также:
Клочков В.В. Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных производств (на примере авиационного двигателестроения) // дисс... докт. экон. наук, 05.02.22. М.: МФТИ, 2007, п. 1.2.3 - скачать
Планируется:
- совершенствовать методы прогнозирования экономической эффективности CALS-технологий на всех этапах жизненного цикла авиатехники;
- разработать единые подходы к оценке экономической эффективности информационных технологий с позиций институциональной экономической теории (снижение транзакционных издержек; компенсация асимметрии информации; частичное устранение ограниченной рациональности, и т.д.)
Участники исследований:
Коломоец Александр Александрович, аспирант кафедры Летных исследований, испытаний и сертификации ФАЛТ МФТИ