Модели инновационного менеджмента и маркетинга на рынках авиатехники
Цели исследования:
- разработать методы прогнозирования экономических последствий запаздывания или опережения вывода нового продукта на рынок относительно продуктов конкурентов;
- разработать методы прогнозирования экономической эффективности мер, направленных на ускорение вывода перспективных продуктов на рынок;
- усовершенствовать принципы организации и финансирования фундаментальных и поисковых НИР в авиастроении;
- разработать методы оценки экономической эффективности применения CALS-технологий в маркетинге авиатехники и на предпроизводственных стадиях ЖЦИ.
Результаты и выводы:
1. Запаздывание вывода новых продуктов на рынок относительно продукции конкурентов приводит к существенным убыткам. Если запаздывание достигает определенного критического уровня, может возникать эффект блокировки, состоящий в том, что выводить продукт на рынок становится невыгодно. Для обеспечения благоприятных конкурентных позиций перспективной продукции, могут быть целесообразными дополнительные вложения (в т.ч., и со стороны государства), направленные на форсирование ее вывода на рынок. Внедрение информационных технологий на предпроизводственных стадиях жизненного цикла позволяет сократить их длительность и риск ее увеличения, что также способствует выигрышу во временной конкуренции.
2. Выигрыш в конкуренции временем обеспечивается созданием опережающего научного и технологического задела. В связи с этим, может быть целесообразным развернуть фундаментальные и поисковые исследования перспектив развития авиации одновременно в нескольких направлениях. Повышение затрат на эти НИР вследствие их избыточности может быть компенсировано выигрышем во временной конкуренции.
3. С помощью маркетинговых информационных технологий целесообразно организовать имитационное моделирование ЖЦИ перспективной авиатехники и итеративное согласование параметров проекта со всеми участниками ЖЦИ. Это позволит существенно повысить конкурентоспособность перспективной продукции, точность прогнозирования спроса, затрат, и, как следствие, - радикально сократить риск принятия ошибочных решений и рыночного провала проекта. Кроме того, показано, что только существенное повышение точности прогнозирования будущих объемов спроса и затрат позволит обоснованно оптимизировать проектные параметры новых изделий и направления перспективных НИОКР.
Основные публикации:
Клочков В.В., Гусманов Т.М. Маркетинговые информационные технологии в авиастроении // Маркетинг в России и за рубежом, № 6, 2007, с. 10-18 - скачать
Гусманов Т.М. Стратегия вывода на рынок новых наукоемких продуктов (на примере гражданского авиастроения) // Девятый Всероссийский симпозиум "Стратегическое планирование и развитие предприятий". Тезисы докладов, Москва, ЦЭМИ, 2008, т. 4, с. 58-59 - скачать
Гусманов Т.М., Клочков В.В. Анализ экономической эффективности применения CALS-технологий на предпроизводственных стадиях жизненного цикла авиатехники // VII Всероссийская научно-практическая конференция "Управление качеством". Тезисы докладов, Москва, МАТИ, 2008, с. 211-212 - скачать
Презентация к докладу - скачать
Клочков В.В., Иванова Н.В. Экономические проблемы управления высокорисковыми инновационными проектами в наукоемкой промышленности // (в работе)
См. также:
Клочков В.В. CALS-технологии в авиационной промышленности: организационно-экономические аспекты / М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008, с. 30-55 - открыть
Участники исследований:
Гусманов Тимур Мунирович, аспирант кафедры Летательной техники ФАЛТ МФТИ
Иванова Наталья Викторовна, студент кафедры Инновационной экономики ФИВТ МФТИ