Методы прогнозирования морального устаревания гражданской авиатехники

Цели исследования:

  • разработать методы прогнозирования динамики морального устаревания авиатехники с учетом экономических факторов;
  • определить «прорывный» уровень технико-экономических показателей, при достижении которого возможен выход отечественного авиастроения на рынки, занятые конкурентами.

Результаты и выводы:

1. Авиатехника устаревает морально (с экономической точки зрения), когда стоимость приобретения нового изделия становится ниже разности операционных издержек старого и нового изделий. Однако даже при выполнении данного условия, морально устаревшая авиатехника не списывается мгновенно по следующим причинам:

  • разовые затраты на освоение нового типа ВС;
  • пошлины на импорт ВС;
  • очередь на новые ВС.

2. В рамках существующих технологических возможностей достижение «прорывного» превосходства над зарубежными конкурентами в секторе магистральных пассажирских самолетов маловероятно. Однако при подорожании авиатоплива даже малое сокращение его удельного расхода может оказаться «прорывным».

3. Целесообразен поиск новых емких рыночных ниш, в которых российская авиационная промышленность имела бы конкурентные преимущества. С этой целью необходимо активизировать фундаментальные и поисковые НИР в области гражданского авиастроения.

Основные публикации:

Клочков В.В., Гусманов Т.М. Проблемы прогнозирования спроса на перспективные гражданские самолеты российского производства // Проблемы прогнозирования, № 2, 2007, с. 16-31 - скачать

Клочков В.В., Гусманов Т.М. Проблемы разработки перспективной продуктовой стратегии российской авиационной промышленности // Восьмой Всероссийский симпозиум "Стратегическое планирование и развитие предприятий". Презентация к докладу. Москва, ЦЭМИ, 2007 - скачать

Клочков В.В., Шкадова А.А., Ждановский А.В. Экономические аспекты морального устаревания техники // Технология машиностроения, № 11, 2008, с. 65-70 -скачать

Практическое применение:

Клочков В.В. Оценка экономической эффективности и конкурентоспособности гражданских воздушных судов нового поколения и их силовых установок // научно-технический отчет ЦИАМ им. П.И. Баранова, 2008 - 74 с.

Участники исследований:

Гусманов Тимур Мунирович, аспирант кафедры Летательной техники ФАЛТ МФТИ

Шкадова Александра Александровна, студент кафедры Летательной техники ФАЛТ МФТИ

Ждановский Алексей Владимирович, старший научный сотрудник ЦИАМ им. П.И. Баранова